Ну что, поехали дальше?
Утром в субботу приехала Екатерина Гурова. Катя поехала ее встречать с самого утра. Когда я проснулась, они уже были дома. Мы позавтракали и поехали на место проведения семинара. Людей собралось прилично. Места всем хватило, но не скажу, что зал пустовал.
Даже не знаю, как писать про сам семинар… Нет у меня в этом опыта. Конечно, информации поступает очень много. Все запомнить просто невозможно. Какие-то вещи для меня, конечно, уже были знакомы из литературы про кликер. Что-то оказалось совершенно новым. А о чем-то я знала или слышала, но не знала, зачем это, поэтому не использовала.
Постараюсь выразить те мысли, которые мне показались интересными.
В начале семинара была, конечно, вводная часть, зачем вообще нужен кликер, что это такое, как это работает. Прежние виды дрессировки, которыми я обучала Лику и Джесси, связаны как с «пряником», так и с «кнутом». Люди считают, что все плохое, что делает собака, она делает специально и назло человеку. Они пытаются подавить собаку, сломать ее, прогнуть под себя, подчинить себе. Но если мы считаем, что она настолько умная, чтобы делать что-то назло, то почему нельзя с ней договориться и выстроить партнерские отношения? Почему ударить проще, чем не кормить?
Если собаку принуждают к чему-то, то она будет искать способы отвертеться от задания. Например, в ринге собаку наказать не могут, поэтому она не будет работать так, как за рингом, где ее все равно заставят. Собака, которая привыкла получать корректировку в виде рывков и т.п., в ринге, не получая их просто потому, что там это нельзя, будет думать, что она все делает правильно.
Главное – это не как учить собаку, а как сформировать в ней желание учиться.
Я думаю, что много уже всего написано про достоинства кликера, и, в принципе, нового я ничего на семинаре не услышала. Кликер отличается от человеческих поощряющих команд тем, что он всегда хороший. Он никогда не подводит, в отличие от человека, который вкладывает эмоции в слова, постоянно меняет свой эмоциональный фон и может запутать собаку в своих сигналах.
Естественно, что каждый человек вынес что-то свое из этого семинара, для каждого отдельного человека были актуальны разные моменты. Поэтому те основные вещи, на которых остановлюсь я, - это не вся информация. Это просто то, что оказалось новым или актуальным именно для меня.
1. Тот этап в кликер-дрессировке, который был пропущен практически всеми участниками семинара – это отказ от корма на открытой ладони и команда «Глазки». Конечно, этим надо заниматься в самом начале с маленьким щенком. Команда «Глазки» помогает научить собаку концентрироваться на хозяине, не отвлекаться. Все собаки, которых выводили в центр зала для примера того или иного упражнения, видя в руках хозяина лакомство, пытались выцарапать его оттуда, вылизать, выкусить. В общем, концентрировались на зажатом кулаке с едой. Хозяева постоянно одергивали кулак, пытались его уводить от собаки. От этого собака начинала еще больше охотиться на кулак. Екатерина объяснила, что рука с едой должна быть опущена в спокойном состоянии в зоне досягаемости собаки, и надо учить ее не реагировать на это. Конечно, о каком шейпинге может идти речь, если собака, вместо того, чтобы пытаться заслужить еду и предлагать поведение, тщательно старается получить эту еду «на халяву»? Таким образом, мы пробовали учиться не смотреть на кулак с едой, а смотреть хендлеру в глаза. Потом постепенно кулак разжимался. Собака должна понимать, что если она откажется от еды добровольно, то получит что-то взамен.
В принципе, это уже плавно перетекает в обучение команде «Фу» безо всякого насилия и принуждения. Точно так же разбрасывается корм по полу, и собака должна отказаться от корма на полу взамен на лакомство у хендлера. Конечно, лучше, чтобы поначалу обмен был неравноценным: скажем, хлеб на полу и вареная печенка у хендлера. Отказ от лакомства на открытой ладони должен быть добровольным. Это должно быть волевое решение собаки.
2. Навыки делятся на простые и составные. Тут все понятно. При обучении простым навыкам команду можно вводить сразу. При обучении составным навыкам (в несколько этапов) команда вводится только на последнем этапе. Подкрепление идет на каждом этапе, чтобы в дальнейшем можно было нанизать их друг на друга. Екатерина приводила в качестве простого примера умение ходить на провисшем поводке. Основные этапы:
- клик за расслабление поводка
- клик при начале движения, пока расслаблен поводок
- вероятностный режим подкрепления: собака не знает, когда получит поощрение, но при этом очень важно кликнуть до того, как что-то пойдет не так.
Очень важно любое усложнение вводить постепенно, а также не нарушать этапность обучения.
3. Пока навык не имеет имени, нельзя начинать изучать новый. При этом нельзя зависать долго на одном навыке: попробовали, выучили, дали имя, совершенствуем в более сложных условиях.
4. Если дома, т.е. в «стерильных» условиях собака выполняет навык хорошо по команде, можно использовать команду. Но если вы не уверены, что при раздражителях собака выполнит команду, лучше не называть ее, чтобы не приучить собаку к невыполнению команды. В таком случае лучше заняться шейпингом или использовать наведение. В общем, если чувствуешь, что при новых раздражителях собака команду не выполнит, не называй команду.
Я на семинаре как раз на этом и прокололась. В перерыве после этой информации я решила посмотреть, будет ли работать Боняшка в условиях помещения, когда в полуметре шныряют люди и собаки. Сказала команду «Сидеть». Она села. Лапу тоже дала. Тогда я встала и дала команду «Поклон». Не выполнила. Я несколько раз навела ее рукой. Она сделала. Тогда я снова дала команду. Она, вроде, смотрела на меня с видом, что вот-вот плюхнется в поклон, но почему-то не делала этого. Я повторила команду, после чего была замечена Екатериной Гуровой и получила за это от нее по полной программе.
5. Я думаю, что у всех бывало такое, когда бежал-бежал с собакой по трассе аджилити, а потом собака пропустила снаряд или сделала что-то не так, и тренер принялся тут же рассказывать, что там надо было махнуть рукой туда, повернуть корпусом туда, бежать по другой траектории и т.п. Хендлер сразу вступает в разговор с тренером, полностью погружается в обсуждение, а собака стоит в полной растерянности и не знает, почему вдруг про нее забыли посреди трассы. То ли она сделала что-то не так и на нее разозлились, то ли что… В общем, не делайте так))) Сначала займитесь собакой. Тренер подождет.
6. Если вы попали с собакой в сложные условия, где собака находится в стрессе и даже не реагирует на лакомство, уйдите оттуда и прийдите туда снова через пол дня или день. Теперь она будет кушать только в этом месте. Рано или поздно голод возьмет верх над страхами.
7. Для робких и пугливых собак Екатерина посоветовала нам очень хорошую игру, которая называется «Пойди проверь». По этой команде собака должна познакомиться с предметом, на который ей указывает хендлер. Естественно, начинать надо с простых предметов: стул, корзина, шкафчик, в общем, то, чего собака не боится и с чем знакома. Постепенно можно начинать отправлять к тому, что может вызвать у нее какой-то страх или смятение. Но это должно быть тогда, когда собака привыкнет к команде, и будет доверять хозяину: если он ее туда отправляет, значит, это безопасно.
8. То, что для меня очень актуально и о чем я не задумывалась: надо учиться вовремя убирать кликер. Когда навык выучен и имеет имя, работает в разных условиях, кликер надо убирать. Ведь, он нам нужен только в процессе обучения. Я его использую постоянно))) Даже там, где уже и не нужно.
9. Прежде чем учить какой-то навык, разработайте себе программу действий заранее. Потому что у собак бывают "озарения". Вы планировали, что она будет долго и нудно догадываться, что вы от нее хотите, а она, вдруг, возьми да и сделай все с первого раза. А вы стоите и думаете: "А что, собственно, дальше?" Так вот, чтобы такого не было, надо продумывать все заранее и быть готовым, что все пойдет быстрее, чем вы ожидали.
10. Ну и последнее: Екатерина нам дала несколько советов по социализации щенка. Жаль, что я не знала эти простые истины раньше. Можно было бы поработать. Итак, укрепляем психику щенка:
- с самого детства возим в метро. Екатерина сказала, что она возит даже не привитого щенка, сначала на руках. С первого дня, как он попал в дом.
- ходим по люкам и сливам. Очень часто щенки боятся становиться лапами на решетки сливов. Лика, Джесси и Боняшка у меня боятся до сих пор.
- покупаем рулон фольги, раскатываем по полу в коридоре, и гоняем щенка по ней с игрушкой. Точно так же с полиэтиленом. И вообще, можно использовать все шумное и шуршащее, что придет в голову. Чем больше разнообразие – тем лучше.
- берем кусочек, на глазах у щенка запихиваем его в резиновый шарик. Сначала надуваем шарик слабо-слабо. Даем щенку, пусть лопает его и ест лакомство. С каждым разом надуваем шарик все больше, чтобы звук от лопания был все громче.
- та же команда «Пойди проверь» (фактически – это мишень)
- команда «Смотри». Сначала учим собаку смотреть на что-то. Кликаем за взгляд на предмет. Со временем собака будет бросать взгляд на предмет и тут же смотреть на вас, ожидая клика. На последнем этапе поощряем связку «взгляд на объект – перевод взгляда на хозяина». Это также может помочь в приучении щенка к «страшным» вещам типа мотоцикла, мусорной машины.
Ну вот, по «моей» теории все)))
Еще мы играли в игры, конечно же. Сначала играли в шейпинг: человек на месте хендлера и человек на месте собаки. Я вызвалась побыть на месте собаки. Было сложно. Я сразу поняла, что я какая-то глупая собака. Может, шар пей или афган. Но никак не шелти))) И хендлер у меня был не опытный: запутал меня))) В итоге мы справились, но я была уже готова сказать «Иди ты, хозяин, лесом. Моя твоя не понимать». А оказывается, я должна была присесть и положить «лапы» на голову.
Был у нас и «человек-бордер». Он мгновенно решил сложнейшую задачу: подойти к доске, взять маркер и нарисовать кружочек. Как наш «бордер» догадался, что надо нарисовать именно кружочек с первого раза – для меня загадка)))
Потом мы играли с собаками.
Тут я поняла, что к шейпингу надо приучать собаку с раннего детства. Очень разительная разница была между пятилетней собакой, которая даже не с детства приучена к кликеру, от которой хотели, чтобы она обошла стул, и от которой так этого и не дождались, хоть и потратили много времени, и противоположность ей - та же Динка, которая за 5 минут научилась в миске с водой пускать пузыри носом))) Веселая такая команда – «Бабблс» называется)))
В итоге, так и не добившись обхода стула, решили научить пятилетнюю собачку тыкаться носом в цель.
На это ушло тоже немало времени. Глядя на процесс, я решила, что молодая Боняшка, с которой я тоже не так уж много занималась шейпингом, справилась бы с этой задачей гораздо быстрее. Скорее всего, дело именно в возрасте и методе выращивания и воспитания щенка.
Пробовали такой составной навык: стать лапами на фризби-диск и покрутиться на нем вокруг своей оси. Мы с Боней попробовали первую часть: поставить лапы на диск. Использовали наведение. Хотя, в этом случае мне интереснее было бы попробовать шейпинг. Когда Боняшка стала ставить лапы на диск, ее сменила Динка, т.к. был уже вечер, все устали, а Динка уже немного пробовала этот навык. Ее вели просто лакомством по кругу и она, стоя передними лапами на диске, ходила задними вокруг.
Также Екатерина помогала еще решить вопросы тем, кто пришел с собаками прямо на месте: смотрела, что не получается, и давала советы, как это исправить.
Ну, вот как-то так прошел семинар. Когда мы приехали домой, я, от нечего делать, стала пробовать с Бонькой отказ от лакомства на раскрытой ладони. Сначала появилась проблема: Бонька то ли не понимала, что все может быть так просто – взглянуть в глаза, то ли от еще чего-то. Вместе с взглядом в глаза она предлагала еще поведение. Сначала одновременно со взглядом она махала передней лапой, потом стала еще и пятиться назад. Екатерина, наблюдавшая за нами, сказала, что надо пытаться кликать, когда она взглянет в глаза, но до того, как махнет лапой или начнет пятиться. Но я никак не успевала: она делала это в дли секунды. В результате проблема оказалась в другом. Я слишком сильно сунула к ней руку с едой. Надо просто свободно положить ее на колени, не пряча от собаки, но и не тыча собаке практически в грудь)))
В итоге от махов лапой и ползания назад мы избавились. Екатерина сказала переходить нам к следующему шагу: увеличивать время смотрения в глаза. Но с этим у меня появились проблемы. Не всегда получается кликнуть до того, как она опустит взгляд. В итоге, как сказала Екатерина, я начала закреплять кивки головой))) Вот такая сложная штука этот кликер)))
А на ужин мы купили вот такую штуку: «питахая» называется))) Удивительно красиво, в по вкусу и консистенции чем-то похожа на киви.